cultural_war (cultural_war) wrote in culturalwar,
cultural_war
cultural_war
culturalwar

Советская Джоконда

Оригинал взят у pyonerka в Советская Джоконда



 
     В 1937 году в Париже проходила Всемирная выставка «Искусство и техника в современной жизни». Страна Советов готовилась принять в ней участие. Готовилась тщательно. Это был первый смотр достижений СССР за 20 лет, прошедших после Октябрьской революции. Нужно было показать, каких свершений достиг советский народ и что такое «советский народ». На этой Всемирной выставке работы советского художника Самохвалова Александра Николаевича получили сразу три золотых награды, в их числе  - картина «Девушка в футболке» в номинации станковой живописи. Запад сразу окрестил ее «советской Джокондой».

  Позировала для картины учительница дочери Самохвалова - Евгения Петровна Адамова. Вот какую характеристику дал ей сам художник: «Девушка в футболке» - прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Эта одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придает девушки вид современный. Её облик - простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека - участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал её».

  На этой неделе в Русском музее (Санкт-Петербург) заканчивается выставка работ художника Самохвалова А.Н., приуроченная к 120-летию со дня его рождения. Пропустить такое событие  - большое огорчение. Поэтому, собрав своих коллег, я побывала в музее и провела для них небольшую экскурсию. Честно говоря, побывать на выставке меня подстегнуло совсем другое полотно. Хотелось увидеть его вживую, не на холодном экране монитора. Я веду речь о картине, написанной в 1967 году (за 4 года до смерти художника) -- «Аппассионата (Строители коммунизма)»

  Кстати, если вы думаете, что смотреть на картину можно и на компьютерном экране - глубоко заблуждаетесь. Смотреть, конечно, можно, но вот эмоций вы получите намного меньше. Впрочем, это замечание справедливо не только для живописи, но и для любого искусства. Например, смотреть балет по ТВ - невозможно! Это убийство балета. Поэтому ходите в музеи и театры почаще! Ваши эмоциональные мышцы нуждаются в тренировке точно так же, как мышцы мускулатуры. Не стоит добровольно превращаться в эмоционального инвалида.




     Вот как описал картину сам автор в книге «Мой творческий путь»:

  «В рабочем клубе или Красном уголке возле мраморного бюста В.И. Ленина раскрыт рояль. Уже предвечерний час. Приглашенный пианист в память о Ленине исполняет любимейшее его произведение - "Аппасионату" Бетховена. Собрались все. Тут и руководители предприятия, и лица высших научных квалификаций - учёные, среди них человек, напоминающий Курчатова. И, может быть, приглашенные сюда летчики-космонавты.
В основе народной массы представители высококвалифицированных советских индустриальных рабочих. Руки рабочего с засученными рукавами в несколько беспокойном жесте выражают его внутренний переход от труда к восприятию музыки. И справа, и слева от него объединились группы рабочих. Среди них пожилая работница, строгая сосредоточенность которой свидетельствует о восприятии ею музыки. Ниже, в первом ряду сидящих, представительница советских индустриальных работниц - мать. Её взволнованный сын потрясен музыкой, творящейся здесь, прямо перед ним. Они сидят почти у самой клавиатуры раскрытого рояля. И за роялем пианист, чем-то, может напоминающий самого Бетховена, мощным ударом вызывает из музыкального инструмента потрясающие звуки сонаты "Аппассионаты", те самые, о которых В.И. Ленин сказал М. Горькому: "Ничего не знаю лучше "Appassionata", готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!" Звуки, которые выражают порыв человека к великому действию. 

  Слева от матери группа женщин и девушек - техническая интеллигенция, без которой не обходится сейчас ни одно индустриальное предприятие. А за их спинами - инженерная молодежь и один физкультурник-динамовец. Правее, ближе к мраморному бюсту вождя, фигуры инженера, девушки-конструктора, летчика-космонавта и двух девушек у рояля как бы замыкают группу сидящих в первом ряду старших товарищей, среди которых один седой инженер и один Герой Социалистического Труда…Лучи закатного солнца вспыхивают на складках их одежд, на их взволнованных лицах.
     Жесты были в этой картине одним из важнейших участков композиционной работы. Разговор рук, нарастание их выразительности от жестов восприятия, углубления, жестов, характеризующих участников композиции, из взаимосвязи, до активного взмаха для мощного аккорда у пианиста - всё это было предметом волнующей меня как автора разработки композиционного строя произведения и увлекало меня как художника. А за окнами, в лучах предвечернего солнца - мощный портальный кран и очертания громадной современной стройки».


     Вглядитесь в картину. Разглядели в правой части нашу Джоконду? Здесь не только она. Художник любовно расставил здесь своих любимых героинь. Честное слово, его героини достойны, чтобы на них смотрели. А что это за героини, поговорим в следующий раз.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments